Развитие наблюдательности ведёт к более объёмному видению окружающего нас мира. Наше внимание — это, как ворота в наш внутренний мир. А если эту наблюдательность включить по отношению к окружающих нас людей, то мы начнём замечать не только внешность человека, но и то, что спрятано за ней, его многогранный внутренний мир.
Иногда задумываешься, как мы вообще общаемся. При взаимодействии с другими людьми наше внимание чаще всего направлено на собственные проблемы и потребности и мы можем не замечать ту гамму эмоциональных переживаний которые происходят, даже с близкими людьми. Получается, что мы толком — то и не видим и не слышим друг друга, а общаемся, как «в слепую» и «глухую». И не удивительно, что между людьми часто происходят конфликты. Вспоминается мудрое высказывание, «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего».
Попробуйте в следующий раз, при общении с другим человеком, представить себя на его месте, и понять его состояние, что он чувствует в данный момент, как он видит вас, понимает ли о чём вы говорите. Это поможет вам лучше понимать людей, научитесь понятно говорить для других, да и просто быть интересным собеседником.
В данной статье предложены ряд упражнений на развитие наблюдательности к другим людям.
Упражнения можно выполнять, как в группе, так и индивидуально.
Упражнения на наблюдательность
Упражнение «ЧТО НОВОГО?»
Это упражнение хорошо использовать в работе с учениками, студентами.
При проверки степени развития наблюдательности, можно спросить учеников в начале занятия:
Что нового заметили вы сегодня в нашей аудитории?
Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?
Что нового в одежде товарищей — кто сегодня в другом платье? В других туфлях?
Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?
Упражнение «БИОГРАФИЯ ПРОХОЖЕГО»
Одно из упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Исходя из поведения человека, по способу его реакции на события, по характеру его общения с людьми, по особенностям его внешнего облика, по незаметным, как будто мелким приметам, надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляйте все действия этого человека.
Время от времени ученики рассказывают на занятиях о «самых интересных биографиях».
Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии обязанность рассказчика, Но вот ученик убедительно рассказал о человеке, случайно встреченном в автобусе.
Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное,- например, если бы его сосед лишился сознания?
А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Ка бы вел себя этот человек, что делал, что говорил бы?
Упражнение «БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ»
После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего, полезно посвятить занятие разбору «биографии по портрету».
Лучше всего взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, «Вдовушка» П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели «Мусоргский» И. Репина.
Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи.
Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на занятии помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими.
Упражнение «БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ»
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая других в обсуждение придуманных биографий.
Задание такое:
Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. Глядя, как идёт человек, догадайтесь, какое у него сейчас выражение лица, куда он идёт, о чем думает.
Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами.
Упражнение «БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ»
Попробуйте, когда идёте по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по — разному, что нет ни малейшего сходства в «способах смотреть» ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов разных групп людей. А потом — своеобразие каждого взгляда.
Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите з ними). Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз, почему на один тот же предмет, на одно и то же событие один человек так смотрит, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? То есть о чём вы думаете в это время? Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.
Упражнение «СОБЫТИЕ НА УЛИЦЕ»
Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Здесь н имеется в виду какое — либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание.
Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие — либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия. Поэтому для начала попросим учеников наблюдать за ходом самых простейших событий.
Юноша ждёт кого-то у входа в кинотеатр — что это за событие в его жизни?
Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь в каждый данный момент на внешнем его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это событие.
Разбор на занятии индивидуальных наблюдений ученика должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи, он должен видеть то, о чем рассказывает, и как бы «внедрять» свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие. Так незаметно тренируются и элементы словесного действия.
Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных продуктивных действий — начало постижения природы сценического действия.
Источник: Упражнения взяты из книги, «Гимнастика чувств. ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ», С. В. Гиппиус