ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК «ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»

  Автор:
  553

Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. В то же время, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности автора, его настроения, состояния, чувств, переживаний, взаимоотношений и т.п. Результаты рисования мало зависят от способности личности вербализировать свои переживания. И для испытуемого не всегда понятно, каким образом его рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена из них.

Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она дозволяет также выполнить диагностику личных резервов и особенностей защитных устройств.

Цель проективной методики «Человек под дождем» – диагностика особенностей преодоления сложных ситуаций, готовность человека справляться с трудностями, а также установление типовых защитных механизмов личности.

Тест был разработан двумя психологами – Е. Романовой и Т. Ситько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать адаптационные возможности человека, его устойчивость к воздействию различных стрессовых ситуаций.

Методика проведения исследования.

На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а затем на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление

двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, которые он испытывает, когда попадает в сложные жизненные ситуации.

Инструкции.

Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».

Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

Обработка результатов.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении находится персонаж (радостном, подавленном и т.п.), чувствует ли он себя беспомощным или, наоборот, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно спокойно и адекватно воспринимает трудности, считая их обычными жизненными явлениями. Таким образом важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики.

Рекомендации.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все выражения испытуемого. Для получения более достоверной информации нужно провести дополнительное интервью с респондентом.

Интерпретация.

Экспозиция, положение на листе. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, выявляются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек, изображенный выходящим из ситуации, оставляет рисунок, то это может быть связано с имеющейся тенденцией к бегству от тяжелых жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, часто неоправданного.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отказаться от мира, к самозащите.

Изображение, размещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В следующей интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное  влево, возможно связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на оцепление и, возможно, зависимость от отца.

Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он не удовлетворен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, человек считает себя своего рода непризнанным гением.

Если рисунок располагается в основном в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с высокими притязаниями, незаинтересованность в своем статусе в обществе.

Положение рисунка по горизонтальной осью (лево-право): если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; а если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действенный, смело реализующий задуманное, активное и энергичное.

Трансформация фигуры. Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают сильнее и увереннее.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за свою жизнь на других. Ребята, рисующие маленькие фигурки, обычно стесняются оромляются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой ригидности, заторможенности во взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, взятых у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

Смена возраста указывает на самочувствие человека в ситуации жизненных проблем.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются любые части тела (ноги, руки, уши, глаза), это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений эго- реакций.

Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Большое количество одежды указывает на необходимость дополнительной защиты.

Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Оценка характера линий.

Легкие линии – недостаток энергии, скованность;

Линии с нажимом – агрессивность, доминирование, настойчивость, тревожность;

Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры.

Неотрывные линии – изоляция;

Разрыв контура – ​​сфера конфликта;

Многие острые углы – агрессивность, плохая адаптация;

Двойные линии – тревога, страх, подозрительность;

Штриховка – зона тревожности.

Направление фигуры человека.

В проективной методике «Человек под дождем» не маловажно, как изображена фигура человека: повернута влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях из прошлого; развернутая вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; изображен затылок или человек изображен спиной — проявление замкнутости, отход от разрешения конфликтов, одиночество.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Человек, шагающий означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке неустойчив, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление выполнению методики. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о необходимости одобрения. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживания неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя.

Зонтик, головной убор, плащ и т.п. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неурядицами.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонтик может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонтика: купол – материнское начало, а ручка – родительское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа. Так, например, огромный зонтик-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, что решает все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Очень большой зонтик означает созависимость с родителями, желание в тяжелой ситуации получить поддержку авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Шляпа на голове – потребность в защите от руководителей, высших по статусу лиц.

Тело.

Голова – сфера интеллекта и контроля. Непропорционально великая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова – переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.

Шея – связь разума с чувствами. Чрезмерно большая шея говорит о том, что автор рисунка осознает свои телесные импульсы и пытается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткаятолстая шея указывает, что побудительными силами поступков такого человека являются его слабости, желания. Шея перевязана платком – разрыв связи между умом и чувствами.

Плечи – признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие – ощущение собственной неполноценности, ничтожности. Наклонные плечи – печаль, отчаяние, чувство вины.

Туловище чрезмерно большое – наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное – признак мужественности. Тело очень маленькое – чувство унижения, неполноценности.

Лицо показывает отношение автору рисунка к миру, важно обратить внимание на выразительность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность взаимоотношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтиком или непрорисовано — стремление избегать неприятных обратных связей, воздействий.

Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точочки (палочки) – углубленность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы – кокетливость, демонстративность.

Большие уши – чувствительность к критике, заинтересованность в положительных мыслях окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей – избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Конечности, руки – символ межличностного взаимодействия. Широко раскрыты руки, ладонями вперед говорят об открытости, готовности действовать. Если руки шире в запястьях, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела – импульсы тела для автора рисунка неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.

Руки слишком длинные – большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук – нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувство, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную злость.

Атрибуты дождя.

Дождь – препятствие, нежелательное влияние, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человек воспринимает трудные ситуации: редкие капли – как временные невзгоды; тяжелые, окрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная угроза.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвержена в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с символическими значениями правого и левого боков листа или фигуры человека.

По линиям, которыми изображен дождь, можно рассуждать об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи в одну сторону говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи во всем поле рисунка и отсутствие каких-либо защит у человека указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Облака являются символом ожидаемых неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые облака, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после дождя. Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они впереди или вне фигуры, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание на то, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предполагает их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать недовольство, утрату ориентиров.

Дополнительные подробности.

Все дополнительные детали (дома, деревья, лавки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении избежать решения проблем путем переключения и заместительной деятельности. . Более полное толкование деталей основывается на символическом значении представленных образов. К примеру, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические конфигурации в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбывшемся стремлении к совершенству.

Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.) обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Тенденции.

Признаки эмоциональной холодности – схематическая фигура; лицо частично или полностью не прорисовано.

Признаки импульсивности – много движений в фигуры; растрепанные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды.

Признаки конфликта в семье – ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим изображенным образам.

Признаки инфантильности – человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими образами; уменьшенный фактический возраст человека, по сравнению с другими рисунками; рисунок человека в виде ребенка.

Признаки недоверия к себе – нарисованное лицо другого пола; зонт над человеком держит кто-то или что-то; в одежде очень много застежек; человек идет налево.

Искажение и пропуск деталей.

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и являться следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонтика в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в тяжелой ситуации.

Цвет в рисунках.

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Однако многие предпочитают использовать цветные карандаши. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения композиции не может быть сделана, если у испытуемого нет всего цветного набора карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношение человека. Они могут также отражать спектр различных реакций или сфер конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально необделенный подросток обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности.

Использование одного цвета говорит о возможной робости эмоционального возбуждения.

Заключительный этап.

Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией и информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, как он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

По тому, как меняется персонаж от первого рисунка к второму, можно сделать выводы об отношении автора рисунков к жизненным трудностям, о способах, которыми эти трудности обычно преодолевает.

Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:

Как меняется цвет (цвет фона, цвет человека, в который цвет закрашены дождевые капли);

Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Это указывает на способ реагирования – по «женскому» или «мужскому» гендерному типу;

Изменяется ли возраст человека? Соответствует ли примерный возраст человека возрасту автору рисунка? Регресс в детстве как защитный механизм устанавливаем по изображению ребенка в рисунках подростков. Если на изображении ребенка или подростка изображен взрослый или старый человек – это расскажет о том, кому из взрослых родственников склонен подражать подростку, решая свои проблемы.

Изменяется размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во втором изображении говорит о низкой стрессоустойчивости, об уязвимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

После рисования можно провести обсуждение. Примеры вопросов психолога:

  1. Расскажите об этом человеке: как он себя чувствует?
  2. Как комфортно ощущает себя человек в данной ситуации?
  3. Какое у нее настроение?
  4. Что ей больше всего хочется сделать?
  5. Дождь пошел неожиданно или по прогнозу?
  6. Человек был готов к тому, что пойдет дождь или для него это неожиданность?
  7. Любите ли Вы дождь? Почему?
  8. В какое время застал дождь человека?
  9. Какие у нее перспективы?
  10. Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
  11. Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе, чтобы справиться с дождем?
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.